Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Телефон:
 

Запросы таможни: как реагировать правильно! (часть 2)

Нужно ли отвечать? Существует ли ответственность за непредставление ответа?

В предыдущей публикации мы разобрали запросы таможенных органов, направляемые в ходе таможенного контроля в порядке ст. 340 ТК ЕАЭС, и требования о предоставлении документов и сведений, направляемые в ходе таможенных проверок.

В этот раз остановимся на запросах, направляемых таможенными органами в порядке статьи 325 ТК ЕАЭС, т.е. в рамках проверки документов и сведений, начатой до выпуска товаров.

На такие запросы не распространяются положения статьи 340 ТК ЕАЭС, они направляются по своим правилам и имеют свои особенности реагирования на них.

Чаще всего импортер сталкивается с проверкой в порядке ст. 325 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости. Когда в день регистрации декларации на товар (далее ДТ) или на следующий день ему приходит запрос от
таможенного органа: представить в сроки выпуска товара документы, пояснения и сведения, подтверждающие заявленную в ДТ таможенную стоимость товаров, или выпуститься под обеспечение уплаты таможенных платежей и представить запрошенные документы позже.

Поскольку срок предоставления документов крайне маленький, то на практике все чаще всего пользуются вторым вариантом. А именно, чтобы не произошел отказ в выпуске, вносят обеспечение. И далее декларант собирает запрошенные таможенным органом документы и сведения, а тот в свою очередь изучает представленные декларантом и собранные самостоятельно документы и сведения и выносит решение о принятии заявленной таможенной стоимости или о необходимости ее изменения (корректировки).

Но может ли декларант не отвечать на такой запрос, например, полагая, что все необходимые документы и так представлены вместе с ДТ, в том числе в виде сканированных образов? И каковы будут последствия, если не ответить?

Начнем с возможной административной ответственности за непредставление запрошенных документов и сведений.

По нашему глубокому убеждению таможенное законодательство не устанавливает безусловную обязанность декларанта представлять запрошенные документы при проведении проверки таможенной стоимости, начатой до выпуска, поскольку
непредставление таких документов не препятствует таможенному органу осуществлять таможенный контроль и принимать соответствующие решения (в том числе решения по выпуску (невыпуску) товара).

Если обратиться к конструкции статьи 325 ТК ЕАЭС, то она не использует словосочетаний «декларант обязан», как это прописано, например, в пункте 6 статьи 340 ТК ЕАЭС. В ней употребляется совершенно иное словосочетание: «документы…должны быть представлены».

Более того, как неоднократно отмечал Верховный суд РФ, в том числе и в постановлении Пленума от 26 ноября 2019 г. № 49, доказывание заявленной в ДТ таможенной стоимости – это право декларант, а не обязанность (за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность). Последствия бездействия декларанта в ходе контроля таможенной стоимости прописаны в п. 18 ст. 325 ТК ЕАЭС. Если декларант не представит запрошенные документы и сведения, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, т.е.
определяет таможенную стоимость тем методом, для применения которого у таможенного органа имеются необходимые документы и сведения.

Таким образом, раз нет безусловной обязанности, то не может быть и административной ответственности по ч.3 ст. 16.12 КоАП РФ.

И на протяжении долгого времени судебная практика исходила из таких же соображений.

Однако не так давно в судебной практике появились первые отрицательные прецеденты для декларантов (например, дело № А51-22487/2019).

Наша команда, как и большинство юристов, специализирующихся в таможенном праве, искренне верит и надеется, что это единичные случаи, и всё вернется на круги своя, и декларанта не будут привлекать к административной ответственности.

Но факт остается фактом. Раз есть такие прецеденты, то лучше себя обезопасить от лишних судебных разбирательств с таможенным органом, и на запросы отвечать.

Оставив в стороне вероятность быть привлеченным к административной ответственности, возможно, кто-то захочет нам возразить, указав на то, что декларант не обязан доказывать таможенному органу действительность заявленной таможенной стоимости. Напротив, это на таможенном органе лежит бремя опровержения информации, предоставленной декларантом. Значит, нет и особого смысла в ответе на запрос, особенно в условиях жесткой нехватки времени или большого потока ДТ. И будет отчасти прав в своем убеждении. Действительно, таможенный орган не может не принять таможенную стоимость только по мотиву своего несогласия с ней. Он имеет право это сделать только на основании собранных им опровергающих документов и сведений (например, сведений, полученных от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров, контрагентов декларанта, иных государственных органов, таможенных органов иностранных государств, транспортных и страховых компаний и т.п).

Однако давайте не будем забывать про пункт 18 статьи 325 ТК ЕАЭС. Если декларант вообще не представит ответ на запрос, то у таможенного органа появляется право скорректировать таможенную стоимость только на одном этом основании. Формально вы не устранили возникшие у него сомнения.

Оказавшись в такой ситуации в суде, вам придется сильно постараться, чтобы убедить суд в том, что сомнения таможенного органа, которые вы не устранили в ходе проверки, являются необоснованными, а представленные вами вместе с ДТ документы – достаточными. И при этом, вы будете лишены возможности представить в суд какие-то новые документы в свою защиту. В суде можно будет ссылаться только на те документы, которые были приложены к ДТ.

Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что плюсов от ответа на запрос гораздо больше, чем от молчания.

И они следующие:
+ таможенный орган будет лишен возможности скорректировать заявленную вами таможенную стоимость, ссылаясь на то, что, своим бездействием вы не устранили возникшие у таможенного органа сомнения в достоверности заявленной величины
таможенной стоимости;
+ если грамотно и полно ответите на запрос, то сможете доказать свою таможенную стоимость, избежав судебных разбирательств;
+ если вы всё же окажетесь в суде, то ваши шансы выиграть судебный спор будут гораздо выше.

Вывод такой. Запросы не игнорируем, с запросами работаем.

Принцип работы с запросами, направленными в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС, такой же, как и с запросами (требованиями), направленными в ходе таможенной проверки: «предвидеть и предотвратить».

Очевидно, что для эффективной работы с запросами нужны опыт и знания. Причем не только таможенного законодательства, но и судебной практики. И на этом моменте не побоимся еще раз повторить свой совет, данный в предыдущей публикации: если в вашем штате нет специалиста с достаточной квалификацией, не оставайтесь один на один с таможней, обратитесь за помощью по сопровождению таможенной проверки к юристам, специализирующимся в таможенном праве.

Если у вас остались вопросы или возникли трудности с прохождением таможенной проверки или проверки документов и сведений, просто позвоните +7(495)3694829 или напишите нам info@tacticspro.ru, tacticspro2017@gmail.com. Мы обязательно поможем! Проанализируем ваши документы, как их видит таможня. Объясним, чего именно хочет таможенный орган. Подскажем, какие дополнительные документы надо представить. Подготовим обстоятельный ответ на запрос таможни.

#ВыходЕсть