Обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства на территорию РФ. Ввез – плати независимо от цели дальнейшего использования! Так было. Но так ли будет дальше?Все, кто так или иначе связан с импортом транспортных средств в России, знают, что в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, должен быть уплачен утилизационный сбор.
Исчерпывающий перечень случаев освобождения от уплаты утилизационного сбора при ввозе установлен пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, и в нем отсутствует такой случай, как ввоз с целью последующего вывоза транспортного средства за пределы России.
Действующее законодательство (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291) с 17 апреля 2019 года предусматривает только возможность возврата ранее уплаченного утилизационного сбора плательщику, осуществившему впоследствии вывоз транспортного средства с территории Российской Федерации в государства-члены Евразийского экономического союза, при предоставлении соответствующих доказательств, и исключительно в отношении колесных транспортных средств. Для самоходных машин даже такой возможности не предусмотрено.
Однако все начало стремительно меняться с 19 июля 2019 года, а именно со дня принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления № 30-П. Данным постановлением Конституционный Суд указал на необходимость внесения изменений в действующее законодательство в части освобождения от уплаты утилизационного сбора транспортных средств, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза.
Постановление Конституционного Суда послужило причиной внесения изменений в пункт 6 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, которые вступили в силу с 18 апреля 2020 г. (Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. № 117-ФЗ). И теперь мы с радостью можем констатировать тот факт, что не любой ввоз транспортного средства влечет за собой обязанность уплатить утилизационный сбор.
Вместе с тем ценность упомянутого постановления Конституционного Суда, на наш взгляд, гораздо больше.
Конституционный Суд отметил два очень важных момента:
1. введение и взимание утилизационного сбора связано прежде всего с необходимостью экономического обеспечения утилизации транспортных средств, утративших свои потребительские свойства;
2. временный характер нахождения транспортных средств на территории страны и обязанность их последующего вывоза не позволяют предполагать последующую утилизацию таких транспортных средств (кроме исключительных случаев, не
связанных с целями ввоза такого товара) на территории Российской Федерации.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда оказала существенное влияние на судебную практику по делам о взыскании утилизационного сбора с импортеров колесных транспортных средств, которые после выпуска транспортных средств для внутреннего потребления на территории Российской Федерации осуществили их вывоз в государства-
члены Евразийского экономического союза.
В частности, арбитражные суды начали менять устоявшееся мнение о том, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению, а потому утилизационный сбор должен быть уплачен. И под влиянием правовой позиции Конституционного Суда арбитражные суды начали отказывать таможенным органам во взыскании утилизационного сбора, отмечая, что основания для взимания утилизационного сбора отсутствуют в ситуации, когда импортером представлены достаточные доказательства того, что заявленное при таможенном декларировании ввозимых в Россию автомобилей намерение произвести их дальнейший экспорт в государства-участники Евразийского экономического союза было фактически осуществлено, то есть колесная техника была вывезена. Соответственно на территории России не возникнут затраты, связанные с их утилизацией, а потому нет оснований для взимания утилизационного сбора.
Для импортеров колесных транспортных средств, осуществивших впоследствии вывоз транспортного средства с территории Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС – это, безусловно, прорыв. Как минимум те, кто был вынужден уплатить утилизационный сбор, смогут его вернуть, а получившие уведомление таможенного органа о необходимости уплаты утилизационного сбора – не платить, обосновав это тем, что транспортное средство выбыло из владения и убыло из Российской Федерации.
Но нам кажется эффект от постановления Конституционного суда Российской Федерации еще глубже. Настал тот момент, когда пришла пора ставить вопрос о том, что любой ввоз любого транспортного средства (колесного или самоходного), сопряженный с последующим вывозом техники за пределы России, вне зависимости от выбранной таможенной процедуры при ввозе, должен влечь за собой как максимум освобождение от уплаты утилизационного сбора при ввозе, или как минимум возврат ранее уплаченного утилизационного сбора (его части) плательщику, осуществившему впоследствии вывоз техники из Российской Федерации.
Команда Тактикс Про следит за развитием ситуации по утилизационному сбору, и в случае возникновения вопросов по данной тематике, будет рада оказать правовую поддержку. Для получения разъяснений просто позвоните +7(495)3694829 или напишите нам
info@tacticspro.ru и мы обязательно поможем! #ВыходЕсть
© ООО «Тактикс Про», 2020