Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Телефон:
 

Про обжалование

Таможня приняла неправомерное решение, совершила незаконное действие или незаконно бездействует? Что с этим делать? Обжаловать или нет? Какие могут быть последствия от обжалования? Если обжаловать, то как правильно это сделать?

С такими вопросами на практике, мы уверенны, сталкивается большинство участников внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере таможенного
дела.

В статье вы найдете ответы на них и практические советы.

Наше мнение, обжаловать можно и нужно!

Почему? Да хотя бы потому, что обжалование – это единственный верный способ возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, образовавшиеся в результате неправомерных решений, действий/бездействия таможни, а также добиться желаемого
результата в отношении вашей компании.

К тому же, анализ судебной практики свидетельствует о том, что в большинстве случаев суд встает на сторону участника внешнеэкономической деятельности и отменяет неправомерные решения, а также признает незаконными действия (бездействия).

Почему так происходит? Ответ достаточно прост. Подавляющее большинство принимаемых таможней решений и совершаемых действий является следствием «спускаемых сверху планов» по сбору таможенных платежей в бюджет, количеству
возбужденных дел об административных правонарушениях и иных подобных планов. Также не секрет, что загруженность инспектора таможенных органов достаточно велика, что приводит к банальным ошибкам с их стороны. Инспектор может не доглядеть, пропустить, неверно истолковать.


Что будет, если подать жалобу? Не начнет ли таможня «репрессии»?

Как показывает наша практика общения с Клиентами – это самый главный страх участников ВЭД и деятельности в сфере таможенного дела.

Будем с вами честны. Не исключено, что начнет. Но если вы все делаете в рамках закона, то все эти «репрессии» быстро прекратятся, особенно в случае удовлетворения вашей жалобы.

Поверьте нам, как бывшим сотрудникам таможенных органов, таможня не заинтересована в том, чтобы ее решения постоянно отменялись. По количеству отмененных решений и возвращенных таможенных платежей в таможенных органах также существует план, который она должна выполнять, наряду с планом по собираемости таможенных платежей. За плохую статистику начальника таможни по голове не погладят, а он в свою очередь своих подчиненных.

Поэтому единожды, а тем более большее количество раз, обжаловав неправомерное решение таможни и доказав свою правоту, вы с большой долей вероятности в глазах таможенных органов попадете в категорию лиц компетентных и разбирающихся в
таможенном законодательстве, умеющих за себя постоять. В такой ситуации в отношении вашей компании без лишней необходимости таможня не будет принимать неправомерных решений во исполнение спускаемых сверху планов. Для этих целей буду использоваться другие участники внешнеэкономической деятельности и деятельности в сфере таможенного дела, более «лояльные» к таможне.

Как правильно обжаловать?

Существует два способа обжалования: в судебном порядке и в ведомственном.

Ведомственный порядок – это обжалование в вышестоящий таможенный орган, а судебный соответственно в суд.

Перед подачей жалобы необходимо определиться, каким порядком вы намереваетесь воспользоваться, поскольку, если вы подадите жалобу одновременно в вышестоящий таможенный орган и суд, то вышестоящий таможенный орган откажет в ее
рассмотрении по существу. Если же вы подадите жалобу сразу в суд, то ведомственный порядок для вас уже будет закрыт по данному вопросу.

Однако вы можете воспользоваться указанными способами последовательно, т.е. сначала подать жалобу в вышестоящий таможенный орган. Если такое обжалование не приведет к желаемому результату, подать заявление в суд. При этом стоит помнить, что решения, действия (бездействия) Федеральной таможенной службы РФ можно
обжаловать только в суд.

Какой способ выбрать? Стоит ли обжаловать в ведомственном порядке?

Ответ на эти вопросы зависит от того, каков характер нарушений, допущенных таможенным органом.

Если планируемое к обжалованию решение, действие (бездействие) очевидно незаконно, в частности существует сложившаяся судебная практика по данному вопросу, или аналогичный случай уже был рассмотрен ФТС и нашел отражение в Обзорах, выпускаемых ФТС, то мы рекомендуем воспользоваться именно ведомственным порядком, поскольку он имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным.

Его плюсы:
+ он быстрее, чем судебный (максимальный срок рассмотрения жалобы - три месяца, решение вступает в силу немедленно),
+ нет необходимости нести дополнительные расходы в виде уплаты гос. пошлины,
+ не надо прикладывать к жалобе большое количество документов,
+ не надо тратить время на личное участие в процессе рассмотрения жалобы.

Есть и иные причины, по которым мы бывает советуем своим Клиентам именно ведомственный порядок обжалования. Однако они как правило индивидуальны, поскольку зависят от специфики спора и «первичных» документов Клиента.

В противном случае мы не рекомендуем тратить время на обжалование в ведомственном порядке и считаем целесообразным обращаться сразу с соответствующим заявлением в Арбитражный суд.


И все же как правильно подать жалобу в ведомственном порядке, чтобы не отказали в ее рассмотрении по существу по формальным основаниям из-за несоблюдения требований и условий ее подачи?

Ответ незамысловат – соблюсти указанные требования и условия :)

Требования и условия подачи жалобы изложены в главе 51 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, данные требования достаточно подробно разъяснены в Памятке, разработанной ФТС России для заявителей, обжалующих решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в Федеральную таможенную
службу ссылка

Аналогичные памятки разработали и разместили у себя на сайтах также таможенные управления и таможни. Вот, к примеру, памятка ЦТУ: ссылка

Казалось бы, при таких подробных разъяснениях, сделанных самими таможенными органами, необходимости дополнительно что-либо объяснять нет.

Однако, как показывает наша практика общения с Клиентами, при подаче жалобы в ведомственном порядке участниками ВЭД достаточно часто допускаются ошибки, в результате которых в рассмотрении жалобы по существу им отказывают, и при этом безвозвратно упускается возможность обжалования в судебном порядке.

Что это за ошибки?

Ниже приведен перечень наиболее типичных из них. Как говорится, «предупрежден – значит вооружен» :)

Прежде всего – это
несоблюдение установленных сроков обжалования.

Как правило большинство осведомлено о том, что жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав или законных интересов, а случае бездействия – со дня истечения установленного законодательными или правовыми актами в области таможенного дела срока для принятия таможенным органом решения или совершения действия.

Но как определить момент, «когда лицу стало известно или должно было стать известно»?

Для обжалования решения таким моментом безусловно является день получения решения по почте или личного вручения. Однако не стоит забывать, что надлежащим уведомлением также является направление решения с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (личного кабинета или иных способов обмена документами в электронной форме, разрабатываемых и утверждаемых ФТС), при помощи которой решение доставляется гораздо раньше, чем по почте, и считается полученным в день, следующий за днем его направления таможенным органом. Так же не стоит рассчитывать на то, что если вы не посещаете свое почтовое отделение, и решение было возвращено в таможню в связи с истечением срока хранения, то срок на обжалование не начала течь. К сожалению, по общему правилу он начал течь со дня поступления решения в ваше почтовое отделение. Для отдельных видов решений таможенным законодательством установлен даже более жесткий срок: «по истечении шести календарных дней со дня, следующего за днем направления заказного письма» или «на шестой рабочий день с даты направления заказного письма». К таким решениям относятся в частности
- решения, принятые по результатам проверки таможенных, иных документов и сведений, а также по результатам таможенной проверки,
- уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, пошлин, процентов и пеней,
- решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных платежей.

Данный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае необходимо открывать соответствующую статью Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проверять установленный ею срок, по истечении которого решение считается полученным в случае, когда лицо не является в почтовое отделение и не получает корреспонденцию, направленную по его юридическому адресу.

Что делать, если срок пропущен? Подать жалобу одновременно с ходатайством о его восстановлении, указав причины, которые сделали невозможным подачу жалобы в срок. Но причины должны быть вескими и убедительными. Такие вещи, как
командировка, отпуск генерального директора или юриста, таковыми причинами не являются. В восстановлении срока будет отказано, а равно в рассмотрении жалобы по существу. Логично возникает вопрос. По каким же основаниям не откажут в
восстановлении срока? А вот тут все сугубо индивидуально. Место для креатива :)

Следующая типичная ошибка –
отсутствие документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу.

Жалобу от имени юридического лица может подписать руководитель, от имени индивидуального предпринимателя – непосредственно сам предприниматель. Либо от имени указанных лиц жалобу может подписать их представитель по доверенности.

В зависимости от того, кто подписывает жалобу, к жалобе должен быть приложен разный пакет документов.

Так, если жалобу подписывает руководитель организации, то к ней обязательно должны быть приложены:
- приказ о назначении на должность и решение участников организации о назначении/избрании на должность. Вместо указанных документов, а лучше вместе с ними можно приложить выписку из ЕГРЮЛ.
- устав организации или выписка из него, содержащая необходимые для подтверждения полномочий руководителя сведения.

Данные документы должны быть представлены либо в оригинале, либо в копиях, заверенных организацией.

Если жалобу от имени юридического лица подписывает представитель по доверенности, то к жалобе достаточно приложить только доверенность (оригинал или заверенную руководителем организации копию, скрепленную печатью). Но мы рекомендуем наряду с доверенностью всегда прикладывать копию выписки из ЕГРЮЛ и копию устава, заверенные организацией, для того, чтобы исключить всякого рода сомнения таможенного органа в том, что доверенность была выдана уполномоченным лицом.

Если жалоба подается от имени индивидуального предпринимателя и подписывает ее представитель по доверенности, то к жалобе достаточно приложить только доверенность (оригинал или копию, заверенную индивидуальным предпринимателем и
скрепленную его печатью).

Стоит отметить, что таможенным органом приветствуется нотариальное заверение копий, перечисленных выше документов. Однако оно не бесплатное, поэтому использовать его или нет – выбор за вами.

Если вы дочитали статью до этого места, то самое время поделиться с вами нашей «хитростью». :) Чтобы не переживать за правильность заверения копий, а также в целях экономии на нотариальных расходах, рекомендуем подписывать жалобу представителем по доверенности и прикладывать к ней
оригинал доверенности. Тем более, что достаточно доверенности в простой письменной форме (нотариального удостоверения доверенности не требуется).

Нередко участники ВЭД не прикладывают к жалобе документы, подтверждающие полномочия руководителя или представителя, указывая, что ранее данные документы уже представлялись в таможенный орган при таможенном декларировании товаров или в связи с иными обстоятельствами. Это является ошибкой, которая влечет за собой отказ в
рассмотрении жалобы по существу!! Подача жалобы в каждом случае должна сопровождаться предъявлением перечисленных выше подтверждающих документов. Для данной процедуры не предусмотрено изъятий и послаблений, как, например, для ответа на запрос таможенных органов о предоставлении документов, необходимых для таможенного контроля, где нормативно закреплено и позволяется следующее: «лицо, которому направлен запрос (требование), информирует таможенный орган, от которого поступил запрос (требование), о том, что запрашиваемые (истребованные) документы ранее представлялись таможенным органам (с указанием наименования таможенного органа, а также реквизитов письма, в соответствии с которым запрашиваемые (истребованные) документы представлялись таможенным органам ранее), и о том, что с даты их представления таможенным органам содержащиеся в них сведения не изменились»

Еще одна типичная ошибка, которая сопряжена с предыдущей – это
отсутствие в доверенности представителя права на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

В доверенности нужно указывать именно такую формулировку, дословно. Никакие иные формулировки типа «представлять интересы в государственных органах, обжаловать их действия (бездействия), решения» не являются надлежащими и не подтверждают наличие у представителя полномочий подписывать и подавать жалобы на решения, действия (бездействия) таможенных органов в ведомственном порядке.

Достаточно распространена ошибка, связанная с
несоблюдением требований к форме жалобы.

Зачастую жалобы направляются участниками ВЭД по электронной почте. Однако, несмотря на то, что действующее законодательство допускает подачу жалобы в электронном виде, электронный вид – это все-таки несколько иное, чем отправка посредством электронной почты сканированного образа жалобы. Подача жалобы в электронном виде допускается только через определенные программные средства с подписанием жалобы электронной подписью. К тому же применяться этот порядок начнет только с 1 января 2022 года. До этого момента жалоба, поданная в любом ином виде, кроме обычного письменного, будет считаться поданной с нарушением требований к ее форме, а значит в рассмотрении жалобы по существу будет отказано.

Это был перечень наиболее типичных и в то же время критичных ошибок, допускаемых участниками ВЭД при обжаловании в ведомственном порядке.

Составить подобный «рейтинг» по судебному порядку сложнее, т.к. нюансов в нем значительно больше. Поэтому мы не рекомендуем заниматься судебным обжалованием без помощи юристов, специализирующих в таможенном праве. Но если вы все-таки решитесь на самостоятельное плавание, то не забудьте оплатить государственную пошлину в размере, установленном ст. 333.21 НК РФ, и соблюсти срок исковой давности, который составляет 3 месяца, а также не забудьте, что заявление подается в Арбитражный суд по месту нахождения таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого
вы намереваетесь обжаловать.

Если у вас остались вопросы или возникли трудности с обжалованием решений, действий (бездействий) таможенных органов в ведомственном порядке или суде, просто позвоните +7(495)3694829 или напишите нам info@tacticspro.ru. Мы обязательно поможем! #ВыходЕсть

© ООО «Тактикс Про», 2019