История об утилизационном сборе, погрузчиках и прочей складской технике. Команда «Тактикс Про» рассказывает как поступить с уплатой данного сбора. Платить иль не платить – таков вопрос. Утилизационный сбор – хорошо известная всем импортерам и производителям колесных и самоходных транспортных средств «головная боль». И проблемой он является не столько потому, что его надо платить, а размер достаточно ощутимый, сколько потому, что порой достаточно сложно разобраться, подлежит ли ввозимая или производимая техника обложению утилизационным сбором или нет. Причем трудно разобраться даже правоприменительным органам.
Об одном таком «сложном» случае и пойдет речь в данной статье, на написание которой нас сподвиг наш Клиент, оказавшийся заложником неясности правовых норм об утилизационном сборе и обратившийся к нам за консультацией: платить или не платить утилизационный сбор?
Для начала краткая «историческая справка».
1 сентября 2012 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ), он был дополнен статьей 24.1, предусматривающей уплату утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых подлежал уплате утилизационный сбор, были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870, впоследствии замененным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 (далее – Перечень № 1291).
1 января 2016 года вступили в силу очередные изменения в Федеральный закон № 89-ФЗ и статья 24.1 была дополнена таким видом транспортных средств как самоходные машины.
Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. № 81 (далее - Перечень № 81).
На первый взгляд ничего сложного в вопросе, как определить, подлежит ли утилизационный сбор уплате или нет. Открываем соответствующий Перечень (№ 1291 или № 81), ищем в нем свою технику. Находим – платим утилизационный сбор, не находим – не платим.
Однако, что-то пошло не так со складской техникой
(прим. под складской техникой подразумеваются штабелеры, тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, с приводом от двигателя). Согласно Перечню № 81 изначально в раздел VI были включены «погрузчики», классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС. Параметры определения коэффициента, используемого для расчета размера утилизационного сбора, были поставлены в зависимость от массы.
При этом до 20 сентября 2017 г. в товарной позиции 8427 (равно как и в товарных субпозициях 8427 10 и 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС) классифицировались автопогрузчики с вилочным захватом и прочие погрузчики, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2017 г. № 95 в ТН ВЭД ЕАЭС были внесены изменения, вступившие в силу с 20 сентября 2017 г. Наименование товарной позиции 8427 ТН ВЭД ЕАЭС было изменено на: «Автопогрузчики с вилочным захватом; прочие тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием», а наименование товарных субпозиций 8427 10 и 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС было дополнено самоходными тележками, оснащенными подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Таким образом, начиная с 20 сентября 2017 года в товарных субпозициях 8427 10 и 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС наряду с погрузчиками самоходными стали классифицироваться также самоходные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, с приводом от электрического двигателя или прочие.
31 мая 2018 Правительство РФ издает еще одно постановление (за номером 639), вступающее в силу 13 июня 2018 года и вносящее изменения в Перечень № 81.
Случайно ли или намеренно (тут история умалчивает) Правительство РФ меняет название раздела VI Перечня № 81 с «погрузчики» на «фронтальные погрузчики», не упоминая при этом в названии раздела тележки, и добавляет код ТН ВЭД ЕАЭС – 8427 10 к уже имеющимся 8427 20 и 8429 51. При этом Правительство РФ ставит параметры определения коэффициента в зависимость не от массы, как было ранее, а от мощности силовой установки, указывая самую низкую мощность силовой установки – «менее 50 л.с.», не взирая на то, что транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом менее 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью менее 4 кВт, самоходными машинами по сути не являются и паспорта самоходных машин (ПСМ) на них не выдаются.
С этого дня (13 июня 2018 года) у импортеров складской техники с приводом от электрического двигателя, классифицируемых в товарной субпозиции 8427 10 ТН ВЭД ЕАЭС, начались неприятности. В их адрес стали поступать требования от таможенных органов о необходимости уплаты утилизационного сбора.
И что же делать в такой ситуации? Платить или не платить? – «вот в чем вопрос».
С одной стороны, таможенные органы правы, т.к. согласно примечанию № 4 к Перечню № 81, основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС. Соответственно, раз тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, с приводом от электрического двигателя классифицируются в товарной субпозиции 8427 10 ТН ВЭД ЕАЭС, указанной в Перечне № 81 для погрузчиков фронтальных, то в отношении них подлежит уплате утилизационный сбор в размере, предусмотренном для погрузчиков фронтальных.
Но с другой стороны, из буквального толкования примечания № 4 к Перечню № 81 следует вывод, что код ТН ВЭД ЕАЭС является основным критерием только при выборе (определении) подходящего коэффициента к виду самоходной машины, включенной в перечень, но не определяющим в вопросе включен ли данный вид самоходной машины в перечень или нет. При этом конструктивно и по функциональному назначению погрузчики и тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием, являются разными видами машин, что подтверждается в частности положениями разделов 3 и 4 межгосударственного стандарта ГОСТ 18962-97 "Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия". Соответственно раз в наименовании раздела VI Перечня № 81 упоминаются только погрузчики, то получается, что тележки в этот раздел не включены, хоть и классифицируются одним кодом с погрузчиками - 8427 10 и 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Более того, складское оборудование с мощностью двигателя менее 4 кВт вообще не является самоходными машинами в смысле, установленном постановлениями Правительства РФ от 12.07.1999 № 796 и от 12 августа 1994 г. № 938, а утилизационный сбор подлежит уплате только за самоходные машины.
К тому же и Минпромторг РФ в письме от 20.08.2018 № МА-51322/07 разъясняет, что погрузчики, тележки, штабелеры – это не одно и то же, и Перечень № 81 предусматривает уплату утилизационного сбора только за автопогрузчики с вилочным захватом, оснащенные дизельной или электрической силовой установкой, но не за иное складское оборудование. Правда мотивирует свою позицию Минпромторг РФ не наименованием раздела VI Перечня № 81 и функциональными и конструктивными различиями, а переходными ключами между ТН ВЭД ЕАЭС и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), что дает таможенным органам возможность ссылаться на то, что объекты обложения утилизационным сбором должны определятся исключительно по коду ТН ВЭД ЕАЭС, а не по коду ОКПД2, и не руководствоваться разъяснениями Минпромторга РФ.
В такой ситуации очевидно только одно. Нормы, содержащиеся в Перечне № 81, обладают признаком неясности, неопределенности. В частности, нет четкой формулировки, как определять объект обложения утилизационным сбором: только по коду ТН ВЭД ЕАЭС или по коду ТН ВЭД ЕАЭС в совокупности с наименованием раздела. Для уяснения их смысла требуется дополнительное разъяснение.
При этом, чтобы разъяснение положений постановления Правительства РФ (Перечня № 81) имело статус официального толкования норм права, т.е. не могло игнорироваться органами власти и субъектами хозяйствующей деятельности, как упомянутое выше письмо Мипромторга, его должно дать само Правительство РФ.
Однако Правительство РФ, несмотря на многочисленные обращения импортеров складской техники, давать разъяснения не торопится.
Возможен и альтернативный вариант устранения неясности норм - Правительство РФ должно внести соответствующие изменения в Перечень № 81, исключив его двоякое толкование и понимание. И такой проект изменений в данный момент существует. Подготовил его Минпромторг РФ. С проектом можно ознакомится на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по
ссылке.
Тем не менее проект снимает напряженность лишь от части, поскольку просто исключает из Перечня № 81 любую складскую технику, включая погрузчики, с мощностью силовой установки менее 5,5 л.с., и, о чудо, имеет ретроспективу, т.е. распространяет действие на правоотношения, возникшие с 13 июня 2018 г. При этом дальнейшая судьба проекта точно не известна: пройдет ли он антикоррупционную экспертизу, сохранится ли в данной редакции после утверждения Правительством РФ, и как быстро дойдет, если вообще дойдет, до стадии официального опубликования.
Одновременно также очевиден вывод, что точку в устранении неясности норм Перечня № 81 сможет поставить, не только Правительство РФ, но и суд, сформировав соответствующую судебную практику (не без помощи импортеров конечно), как это было сделано в свое время относительно уяснения смысла понятия «масса», используемого в Перечне № 81.
Для инициирования процедуры «судебного толкования» необходимо оплатить утилизационный сбор по требованию таможенного органа, затем обратиться к нему же с заявлением на возврат излишне уплаченного утилизационного сбора и, получив отказ, обжаловать его в суд.
Безусловно можно поступить и иначе. Не платить утилизационный сбор, в надежде, что таможенный орган так и не обратиться в суд за его взысканием, и в ожидании внесения упомянутых выше изменений в Перечень № 81. А если изменения в Перечень № 81 так и не будут приняты, или будут приняты в редакции без ретроспективы, и таможенный орган обратиться в суд за взысканием утилизационного сбора и набежавшей к тому времени пени, то только тогда «дать бой» в суде или смиренно оплатить требование.
Выбор за вами, господа - импортеры складской техники. #ВыходЕсть
Update: 11 июля 2019 года Правительство РФ приняло постановление за номером 884, вступившее в силу с 23 июля 2019 года (проект которого упоминается в статье). Этим постановлением из Перечня № 81 исключена любая складская техника, включая погрузчики, с мощностью силовой установки менее 5,5 л.с. (4кВт), и данные изменения имеют ретроспективу, т.е. распространяют действие на правоотношения, возникшие с 13 июня 2018 г.
Таким образом, все те импортеры, которые везли складскую технику с мощностью силовой установки менее 5,5 л.с. (4 кВт) и уплатили утилизационной сбор в период с 13.06.2018 по сегодняшний день, имеют право на его возврат, а те, кто не платил, но получал требования от таможенных органов (а возможно еще и получает), могут расслабиться и не платить.
© ООО «Тактикс Про», 2019