Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Юридический адрес: 125171, г. Москва, Ленинградское шоссе, д.13, корп.1 пом. V
Телефон:
 

ВАЖНО! Что нужно знать и соблюдать, кроме законодательных актов, для успешного ведения бизнеса в сфере перевозок и транспортной экспедиции.

Чтобы уметь себя защищать, занимаясь любым видом бизнеса, надо знать свои права и обязанности.

Система российского права устроена таким образом, что все основные права, обязанности, основания, виды и размер ответственности лиц изложены в законах и подзаконных актах, а если перевозки международные, то в соответствующих международных Конвенциях.
Относительно транспортной экспедиции и перевозок основные законодательные акты – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставы или Кодексы соответствующего вида транспорта, Правила перевозок грузов тем или иным видом транспорта или осуществления деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ, приказы Министерства транспорта РФ, касающиеся отдельных вопросов или используемых форм документов.

Список достаточно внушительный и, казалось бы, даже самые маленькие нюансы должны были найти свое отражение в законах и подзаконных актах. Просто бери, читай и применяй. Но не все так просто. На деле на первый взгляд ясная и понятная норма может быть применена в неожиданной трактовке, которая с течением времени может еще и поменяться.

К примеру, мы все знаем, что согласно ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор отвечает перед клиентом «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу». В указанной статье нет исключений, не оговорены особенности применения данной нормы. Есть лишь ссылка на основание освобождения экспедитора от ответственности такое, как обстоятельства непреодолимой силы (типа цунами, землетрясения и т.п.).

Но что нам говорит практика применения данной нормы (ст. 7)? На самом деле экспедитор отвечает по правилам ст. 7, только в том случае, если на него договором возложена обязанность обеспечить доставку груза. Если же в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки, то на него не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком. С одной стороны – все достаточно логично, но с другой стороны потребовалось несколько лет судебных баталий, чтобы суды закрепили именной такой подход к трактовке и практике применения ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Или другой пример. В Уставе автомобильного транспорта (УАТ) есть норма следующего содержания (ст. 8): заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Означает ли данная норма, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной свидетельствуют о том, что договор перевозки груза не заключен или недействителен?

По логике вещей – нет, если есть возможность при помощи других доказательств подтвердить, что перевозка имела место быть и основные условия сторонами были согласованы.
Однако на практике долгие годы многие суды исходили из буквального формального толкования ст. 8 УАТ: нет транспортной накладной, не было перевозки, пока 26 июня 2018 года Верховный суд РФ не поставил точку в этом вопросе, разъяснив, что наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами в случае отсутствия, неправильности или утраты транспортной накладной.

Так как же и где узнать о таких нюансах практики применения? Следить за «новинками» разъяснений высших судов, которых до недавнего времени было два (Высший арбитражный и Верховный), а теперь остался один - Верховный суд РФ.

Свои разъяснения Верховный суд, как и ранее Высший арбитражный, выпускает в виде Обзоров Президиума и постановлений Пленума и публикует у себя на сайте www.vsrf.ru в разделе «Документы».

На сегодняшний день основные судебные разъяснения в сфере перевозок и транспортной экспедиции изложены в следующих актах высших судов:

- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
- Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
ВАЖНО! Что нужно знать и соблюдать, кроме законодательных актов, для успешного ведения бизнеса в сфере перевозок и транспортной экспедиции.
Чтобы уметь себя защищать, занимаясь любым видом бизнеса, надо знать свои права и обязанности.

Система российского права устроена таким образом, что все основные права, обязанности, основания, виды и размер
Относительно транспортной экспедиции и перевозок основные законодательные акты – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставы или Кодексы соответствующего вида транспорта, Правила перевозок грузов тем или иным видом транспорта или осуществления деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ, приказы Министерства транспорта РФ, касающиеся отдельных вопросов или используемых форм документов.

Список достаточно внушительный и, казалось бы, даже самые маленькие нюансы должны были найти свое отражение в законах и подзаконных актах. Просто бери, читай и применяй. Но не все так просто. На деле на первый взгляд ясная и понятная норма может быть применена в неожиданной трактовке, которая с течением времени может еще и поменяться.

К примеру, мы все знаем, что согласно ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор отвечает перед клиентом «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу». В указанной статье нет исключений, не оговорены особенности применения данной нормы. Есть лишь ссылка на основание освобождения экспедитора от ответственности такое, как обстоятельства непреодолимой силы (типа цунами, землетрясения и т.п.).

Но что нам говорит практика применения данной нормы (ст. 7)? На самом деле экспедитор отвечает по правилам ст. 7, только в том случае, если на него договором возложена обязанность обеспечить доставку груза. Если же в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки, то на него не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком. С одной стороны – все достаточно логично, но с другой стороны потребовалось несколько лет судебных баталий, чтобы суды закрепили именной такой подход к трактовке и практике применения ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Или другой пример. В Уставе автомобильного транспорта (УАТ) есть норма следующего содержания (ст. 8): заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Означает ли данная норма, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной свидетельствуют о том, что договор перевозки груза не заключен или недействителен?

По логике вещей – нет, если есть возможность при помощи других доказательств подтвердить, что перевозка имела место быть и основные условия сторонами были согласованы.
Однако на практике долгие годы многие суды исходили из буквального формального толкования ст. 8 УАТ: нет транспортной накладной, не было перевозки, пока 26 июня 2018 года Верховный суд РФ не поставил точку в этом вопросе, разъяснив, что наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами в случае отсутствия, неправильности или утраты транспортной накладной.

Так как же и где узнать о таких нюансах практики применения? Следить за «новинками» разъяснений высших судов, которых до недавнего времени было два (Высший арбитражный и Верховный), а теперь остался один - Верховный суд РФ.

Свои разъяснения Верховный суд, как и ранее Высший арбитражный, выпускает в виде Обзоров Президиума и постановлений Пленума и публикует у себя на сайте www.vsrf.ru в разделе «Документы».

На сегодняшний день основные судебные разъяснения в сфере перевозок и транспортной экспедиции изложены в следующих актах высших судов:

- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
- Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
ответственности лиц изложены в законах и подзаконных актах, а если перевозки международные, то в соответствующих международных Конвенциях.
ВАЖНО! Что нужно знать и соблюдать, кроме законодательных актов, для успешного ведения бизнеса в сфере перевозок и транспортной экспедиции.
Чтобы уметь себя защищать, занимаясь любым видом бизнеса, надо знать свои права и обязанности.
Относительно транспортной экспедиции и перевозок основные законодательные акты – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставы или Кодексы соответствующего вида транспорта, Правила перевозок грузов тем или иным видом транспорта или осуществления деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ, приказы Министерства транспорта РФ, касающиеся отдельных вопросов или используемых форм документов.

Список достаточно внушительный и, казалось бы, даже самые маленькие нюансы должны были найти свое отражение в законах и подзаконных актах. Просто бери, читай и применяй. Но не все так просто. На деле на первый взгляд ясная и понятная норма может быть применена в неожиданной трактовке, которая с течением времени может еще и поменяться.

К примеру, мы все знаем, что согласно ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор отвечает перед клиентом «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу». В указанной статье нет исключений, не оговорены особенности применения данной нормы. Есть лишь ссылка на основание освобождения экспедитора от ответственности такое, как обстоятельства непреодолимой силы (типа цунами, землетрясения и т.п.).

Но что нам говорит практика применения данной нормы (ст. 7)? На самом деле экспедитор отвечает по правилам ст. 7, только в том случае, если на него договором возложена обязанность обеспечить доставку груза. Если же в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки, то на него не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком. С одной стороны – все достаточно логично, но с другой стороны потребовалось несколько лет судебных баталий, чтобы суды закрепили именной такой подход к трактовке и практике применения ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Или другой пример. В Уставе автомобильного транспорта (УАТ) есть норма следующего содержания (ст. 8): заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Означает ли данная норма, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной свидетельствуют о том, что договор перевозки груза не заключен или недействителен?

По логике вещей – нет, если есть возможность при помощи других доказательств подтвердить, что перевозка имела место быть и основные условия сторонами были согласованы.
Однако на практике долгие годы многие суды исходили из буквального формального толкования ст. 8 УАТ: нет транспортной накладной, не было перевозки, пока 26 июня 2018 года Верховный суд РФ не поставил точку в этом вопросе, разъяснив, что наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами в случае отсутствия, неправильности или утраты транспортной накладной.

Так как же и где узнать о таких нюансах практики применения? Следить за «новинками» разъяснений высших судов, которых до недавнего времени было два (Высший арбитражный и Верховный), а теперь остался один - Верховный суд РФ.

Свои разъяснения Верховный суд, как и ранее Высший арбитражный, выпускает в виде Обзоров Президиума и постановлений Пленума и публикует у себя на сайте www.vsrf.ru в разделе «Документы».

На сегодняшний день основные судебные разъяснения в сфере перевозок и транспортной экспедиции изложены в следующих актах высших судов:

- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
- Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Система российского права устроена таким образом, что все основные права, обязанности, основания, виды и размер ответственности лиц изложены в законах и подзаконных актах, а если перевозки международные, то в соответствующих международных Конвенциях.
ВАЖНО! Что нужно знать и соблюдать, кроме законодательных
Чтобы уметь себя защищать, занимаясь любым видом бизнеса, надо знать свои права и обязанности.
Относительно транспортной экспедиции и перевозок основные законодательные акты – это Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Уставы или Кодексы соответствующего вида транспорта, Правила перевозок грузов тем или иным видом транспорта или осуществления деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ, приказы Министерства транспорта РФ, касающиеся отдельных вопросов или используемых форм документов.

Список достаточно внушительный и, казалось бы, даже самые маленькие нюансы должны были найти свое отражение в законах и подзаконных актах. Просто бери, читай и применяй. Но не все так просто. На деле на первый взгляд ясная и понятная норма может быть применена в неожиданной трактовке, которая с течением времени может еще и поменяться.

К примеру, мы все знаем, что согласно ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор отвечает перед клиентом «за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу». В указанной статье нет исключений, не оговорены особенности применения данной нормы. Есть лишь ссылка на основание освобождения экспедитора от ответственности такое, как обстоятельства непреодолимой силы (типа цунами, землетрясения и т.п.).

Но что нам говорит практика применения данной нормы (ст. 7)? На самом деле экспедитор отвечает по правилам ст. 7, только в том случае, если на него договором возложена обязанность обеспечить доставку груза. Если же в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки, то на него не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком. С одной стороны – все достаточно логично, но с другой стороны потребовалось несколько лет судебных баталий, чтобы суды закрепили именной такой подход к трактовке и практике применения ст. 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности.

Или другой пример. В Уставе автомобильного транспорта (УАТ) есть норма следующего содержания (ст. 8): заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Означает ли данная норма, что отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной свидетельствуют о том, что договор перевозки груза не заключен или недействителен?

По логике вещей – нет, если есть возможность при помощи других доказательств подтвердить, что перевозка имела место быть и основные условия сторонами были согласованы.
Однако на практике долгие годы многие суды исходили из буквального формального толкования ст. 8 УАТ: нет транспортной накладной, не было перевозки, пока 26 июня 2018 года Верховный суд РФ не поставил точку в этом вопросе, разъяснив, что наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами в случае отсутствия, неправильности или утраты транспортной накладной.

Так как же и где узнать о таких нюансах практики применения? Следить за «новинками» разъяснений высших судов, которых до недавнего времени было два (Высший арбитражный и Верховный), а теперь остался один - Верховный суд РФ.

Свои разъяснения Верховный суд, как и ранее Высший арбитражный, выпускает в виде Обзоров Президиума и постановлений Пленума и публикует у себя на сайте www.vsrf.ru в разделе «Документы».

На сегодняшний день основные судебные разъяснения в сфере перевозок и транспортной экспедиции изложены в следующих актах высших судов:

- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
- Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 г.)
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Система российского права устроена таким образом, что все основные права, обязанности, основания, виды и размер ответственности лиц изложены в законах и подзаконных актах, а если перевозки международные, то в соответствующих международных Конвенциях.
актов, для успешного ведения бизнеса в сфере перевозок и транспортной экспедиции.